Для этого в каждом конкретном случае перед наложением санкций инспектора Комитета рассматривают всю совокупность обстоятельств совершения правонарушения: преднамеренность и тяжесть содеянного, вызванные нарушением возможные негативные последствия для окружающей среды.
В частности, если действия физического или юридического лица наносят существенный урон экологии и являются явно умышленными, то правонарушение незамедлительно пресекается самым суровым образом. Однако встречаются случаи, когда правонарушение допускается без злого умысла, например, из-за недостатка информации. В таком случае Комитет государственного экологического надзора ограничивается предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды, а также требованием в разумный срок устранить факторы, которые могут нанести ущерб окружающей среде. Такой подход вполне оправдан. Ведь вместо того, чтобы попытаться обжаловать постановление Комитета и избежать оплаты наложенного штрафа, правонарушитель потратить свои время и средства на оперативное устранение выявленных Комитетом нарушений в области экологии.
Одним из недавних примеров реализации подобного подхода в Ленинградской области можно назвать ликвидацию несанкционированных свалок в деревне Ганьково Тихвинского района. Здесь благодаря вмешательству Комитета Администрация Ганьковского сельского поселения оборудовала контейнерную площадку и установила контейнеры для сбора ТКО. Также Администрацией Будогощского городского поселения произведена уборка территории и оборудованы контейнерные площадки с твердым покрытием, навесом, ограждением в населенных пунктах: деревня Новая, Солоницы и Кукуй.
Другим показательным примером является правонарушение в Лодейном поле, где после разборки здания установлен сброс отходов в не предназначенном для этого месте. Лицо, совершившее это явно преднамеренное нарушение, привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ. Кроме того, к ответственности по той же статье будет привлечен и собственник земельного участка, поскольку согласно п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в его обязанности входит проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.